Отчаянный секретарь

 

Мигран Султангареев помогал семьям погибших, писал стихи и… был осуждён за «злоупотребления»

За годы Великой Отечественной войны солдатскую шинель надели 103 моих односельчанина из деревни Таймасово Куюргазинского района. Остались лежать на полях сражений или пропали без вести 42 человека, 61 солдат вернулся домой.

Среди этих счастливчиков был мой отец кавалер ордена Славы Мигран Султангареев. В послевоенные годы односельчане избрали его секретарем Таймасовского сельсовета.

Пропавший без вести — не предатель

Будучи по натуре человеком ответственным и отзывчивым, отец всем старался помочь. Особенно беспокоило его то, что почти у каждого из погибших солдат осталось от шести до десяти детей. Быстро повзрослевшие ребятишки помогали матерям вести скромное домашнее хозяйство. Чтобы привезти дрова или сена скотине, обращались к руководству колхоза за лошадью, но лошадей, исхудавших и полубольных, на всех не хватало.

Кроме того, этим семьям нужны были документы, доказывающие гибель кормильца именно во время боевых действий. В некоторых похоронках адреса не соответствовали данным Минобороны СССР или документы вовсе были утеряны. А письмо из Минобороны могло оказаться в деревне Темясово Баймакского района или в Тамьян-Таймасово.

Особенно трудно приходилось семьям пропавших без вести. Пока НКВД не выдавал заключение, что пропавший не предатель, пособия семье не полагалось. Многие ждали ответа по нескольку лет.

А вернувшимся с фронта инвалидам непросто было оформить документы на получение пособия. Неразберихи хватало: у кого-то утерян военный билет, у кого-то — ошибка в документе.

Вот в такой сложной обстановке приходилось работать отцу. Он отчаянно хотел помочь и отчаянно искал выход. И решил прибегнуть к свидетельским показаниям-подтверждениям. Изучив сохранившиеся письма воинов женам и родственникам, находил однополчан своих земляков, переписывался с ними, просил, чтобы подтвердили: солдат не пропал без вести, а погиб. При возможности ездил к ним — в Татарстан и Челябинскую область. А дома оставалась ослепшая мать, оплакивавшая старшего сына, который, вернувшись после семилетней службы в армии в 1941 году, в августе того же года был мобилизован и погиб в первом же бою.

Полученные подтверждения отец сам же заверял, нес в райвоенкомат на утверждение и предоставлял в органы соцзащиты для начисления вдовам пособия по потере кормильца.

«Компрометирующих материалов не имеется»

Он нашел и еще один выход. Как ответственный за военно-учетный стол сельсовета «злоупотреблял» служебным положением: собственноручно вносил в документы запись «компрометирующих материалов не имеется» и копию относил в органы соцзащиты. Вдовам начисляли пособия по потере кормильца.

Председатель Таймасовского сельсовета сообщил о «злоупотреблениях» в НКВД. Отца негласно проверили, но нарушений закона не нашли. Однако председатель не успокоился. Отец исполнял обязанности и секретаря сельсовета, и бухгалтера, и кассира, а значит, отвечал за финансы. Пользуясь положением, председатель забрал из кассы 125 рублей без оформления, пообещав вернуть вечером. Но на самом деле привез в Таймасово сотрудников НКВД, милицию и проверяющих финотдела райисполкома. Недостачу обнаружили сразу. А виновник недостачи ни в чем не признался.

В декабре 1949 года отца осудили на 15 лет. К тому времени он успел оформить пособия по потере кормильца 30 односельчанам. Помог не только таймасовцам, но и другим бедолагам — из деревень Ялчикаево, Лена, Зяк-Ишметово, Марьевка.

После реабилитации в 1956 году отец вернулся домой: его назначили завклубом, параллельно он преподавал рисование и пение в школе, писал натюрморты (в свое время он был приглашен на учебу в Ленинградское художественное училище, но из-за семейных обстоятельств не смог поехать), сочинял стихи и небольшие пьесы для драмкружка, формлял сцену для спектаклей, стенды, писал лозунги к праздникам.

С 1961 по 1975 годы повторно избирается секретарем Таймасовского сельсовета, депутатом Кумертауского горсовета. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в 1985 году получил медаль «Лауреат Всесоюзного конкурса». В 1958 году награжден Почетной грамотой ВЦСПС СССР, в 1960 году – Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, в 1985 – Почетной грамотой ЦК ДОСААФ СССР.

Самостоятельно изучил юриспруденцию и до выхода на пенсию работал старшим юрисконсультом в совхозе. С 1981 по 2004 годы возглавлял Совет ветеранов войн. 

И еще одно доброе дело отца всегда будут помнить односельчане. В 1972 году были установлены памятники в деревне Таймасово и в центральной усадьбе Таймасовского совхоза. Инициатором и автором проектов был отец. Мы со старшим братом Азатом помогали ему в закладке фундамента, который по сей день не дал трещины.

Амир СУЛТАНГАРЕЕВ

Газета «Республика Башкортостан». №53, 10 мая 2019 г.