Вакиль Шайхетдинов: «Людей постепенно надо возвращать к истокам»

 

SHAYHETDINOV1С заслуженным художником Республики Башкортостан Вакилем Шайхетдиновым я познакомилась на выставке его картин из серии «Икърар» («Слово о религии»). По словам мастера, экспозиция посвящена истории трех основных мировых религий: ислам, христианство, иудаизм, которые, как известно, имеют общие корни. Разговор наш затронул роль ислама в воспитании молодого поколения, значение книги в духовно-нравственном развитии общества и др.
– Вакиль Гилемович, вы родились в деревне, в семье простых сельских жителей. Стали известным художником не только на своей малой родине, в Башкортостане, но и за ее пределами. Расскажите, с чего все начиналось?

– Да, я родился в простой крестьянской семье. Правда, дед мой по линии матери был муллой в деревне Устюба Буздякского района, совершил хадж. Он владел своими землями, на которых выращивал сельскохозяйственную продукцию и снабжал ею всю округу. Звали его Муллакамал хаджи. В советский период он, как богатый человек и религиозный деятель, был репрессирован на целых 20 лет.
Прадед тоже совершил паломничество в Мекку, был похоронен на обратном пути домой.
Со стороны отца предки мои были также зажиточными, хорошо образованными. Поэтому мои мама и папа были воспитаны соответственно. Они понимали, что моя тяга в детстве к рисованию не помешает в моей взрослой жизни и поэтому не препятствовали такому увлечению.
Вообще, в школе я считал, что всегда и во всем должен быть лучшим. Спорт ли это, рисование, математика или физика – не важно, главное, я – первый. Помню, как-то один из моих одноклассников принес на блокноте срисованную с известной картины Рафаэля Мадонну («Сикстинская Мадонна» – Д.С.). Увидев это, я так был восхищен, что решил сделать то же самое, но гораздо лучше. И я это сделал!
– Лучше своего одноклассника?
– Не знаю. Но в итоге художником стал я, а не он! С этого началось мое увлечение. Я много рисовал, особенно природу. Помню, как ежедневно бегая по лесу зимой на лыжах, гоняя на велосипеде летом, вернувшись домой, сразу же садился за краски. Кроме того, я отвечал в школе за стенгазету. И все это мне нравилось.
Но по окончании школы я даже и не думал поступать в учебное заведение, связанное с художественным образованием.
Поскольку, помимо рисования, я увлекался и точными науками, меня направили учиться в БГУ (Башкирский государственный университет – Д.С.) на физико-математический факультет. Когда приехал в университет, в приемной комиссии, посмотрев мои документы, разочарованно сказали, что у меня даже нет ни одной школьной почетной грамоты, не говоря уж о медалях. «У нас тут в основном с золотыми и серебряными медалями поступают», – сказали мне… Я был обескуражен. В нашей школе никаких медалей тогда не давали. Я знал, что их вручают воинам, ветеранам, спортсменам, но чтобы школьникам... Я так разочаровался… Забрав документы, вышел из учебного заведения и направился, куда глаза глядят.
Ноги сами понесли меня вниз по улице Пушкина. Иду себе, иду… И вдруг передо мной – здание, красивое, старинное. Оказалось, Уфимское училище искусств. А там объявление: «Завтра начинаются приемные экзамены». Ну, думаю, то, что надо. Сдам документы, экзамены и, наконец-то, вернусь домой, в родную деревню. Вот так, практически случайно, судьба распорядилась моим будущим. Хотя теперь понимаю: случайностей не бывает…
В училище я прошел в качестве вольнослушателя, поскольку начальной подготовки по рисованию у меня не было. Я тогда что видел, то и писал. Между тем на курсе ребята (а нас было человек 13) практически все были выпускниками художественных школ.
Помню, как мой однокурсник Рамиль Латыпов буквально за несколько минут сделал набросок моего портрета. Я был восхищен, говорю: «Зачем тебе учиться, ты уже и так готовый художник!»
За полгода подучился, и меня, наконец, с назначением стипендии зачислили в учебное заведение. А к концу года я уже однокурсников догнал.
– Вакиль Гилемович, вы получили советское образование, воспитание. Однако, в коллекции ваших работ немалое количество картин, посвященных теме ислама…
– Да, и это логично, ведь я внук муллы, воспитанный родителями, которые чтили традиции, обычаи, культуру, религию нашего народа. Это отношение к исламу я несу через всю свою жизнь.
А в 1996 году мне посчастливилось совершить хадж в Мекку. Но до поездки я прочел книгу «Жизнь пророка Мухаммеда», чтобы хоть как-то быть готовым к этому важному в моей жизни событию. Я всем сердцем поверил в Бога. Начал читать Коран. Сначала ничего не понял. Прочитал во второй раз – немного приоткрылись значения аятов. А когда прочитал уже в третий раз, наступило какое-то озарение…
На основе собранных материалов в святых местах Королевства Саудовская Аравия родилась серия картин по истории трех религий – «Икърар». Под каждой работой я разместил краткую аннотацию, в которой разъясняется суть моей картины. Серия экспонировалась в Уфе, Казани, Москве [в ЦДХ (Центральный дом художника – Д.С.)]. Выставка получила большое количество положительных отзывов не только от мусульман, но и от представителей других конфессий, национальностей. После просмотра экспозиции они благодарили меня и говорили, что полностью изменили свое мнение о мусульманах: «Раньше, благодаря СМИ, мы представляли вас с черной повязкой на голове и с автоматом Калашникова в руках, а теперь понимаем, что вы такие же верующие, как и мы».


SHAYHETDINOV2SHAYHETDINOV3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Значит, вы, по большому счету, занимаетесь просвещением…
– В какой-то мере – да. Я даже выработал специальное письмо, так называемый условный язык, который не нарушает требований Корана. Получилась серия картин, по которой меня стали узнавать, а некоторые художники – применять мои методы в своей работе.
Работу «Икърар» я показываю в разных городах, рассказываю о ней. По просьбе учителей культурологии распечатываю на своем принтере картины из этой серии. Они используют их на своих уроках, поскольку, как сами говорят, у них нет других визуальных материалов.

Мне хочется найти спонсора и выпустить учебник, иллюстрированный картинами из «Икърара», чтобы дети в школах могли рассматривать эти рисунки, читать краткие к ним аннотации, способствующие понятию сути аятов. Согласитесь, освоить Коран ребенку довольно сложно, а посмотреть картинку и прочитать соответствующее к ней описание сможет школьник любого возраста. Так мы с детства могли бы прививать молодому поколению интерес к исламу. Эти книги можно было бы раздавать в школах бесплатно.

Вообще, считаю, людей постепенно надо возвращать к истокам. И давать знания по основам религии необходимо начиная с дошкольного возраста. Не зря же один из самых известных мировых ученых, океанограф Жак-Ив Кусто на закате своей жизни принял ислам.

Согласитесь, основная беда России – отсутствие морального стержня у молодежи, потому что социалистической идеологии давно уже нет, а ей на смену ничего предложено не было. В результате у молодого поколения людей происходит ослабление духовно-нравственных устоев.
– Часто взрослые, рассуждая о современной молодежи, говорят о ней как о потерянном поколении…
– Не согласен… Нынешняя молодежь – просто несколько другая, чем когда-то были мы в их возрасте. Я бы сказал, они в чем-то даже лучше нас. Они быстро осваивают современные технологии, умеют зарабатывать, не боятся сложностей, толерантнее нас. Да это и неудивительно, современный темп жизни заставляет их быть мобильными, отличными от нас.
Да и книги они читают только электронные. Хотя знаю некоторых молодых людей, которые с удовольствием покупают книги с иллюстрациями. С ними можно поговорить о творчестве русских и зарубежных классиков, современных писателей, поэтов. Ну как можно не знать Высоцкого или Шукшина? Любой уважающий себя молодой человек с хорошим образованием обязательно читает этих талантливейших авторов.
Вообще, считаю, не надо молодежь заставлять читать. Надо своим примером показывать, что чтение было, есть и будет в моде во все времена…

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Шайхетдинов Вакиль Гилемович, заслуженный художник Республики Башкортостан (1999), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010). Родился 4 мая 1951 года в селе Копей-Кубово Буздякского района БАССР, в крестьянской семье. Выпускник художественных отделений Уфимского училища искусств, театрального факультета Уфимского государственного института искусств. Член Союза художников СССР (с 1991), РФ и РБ. На счету более 25 персональных выставок в городах РБ и РФ. В 2001 году на открытии персональной выставки в Уфе художник Борис Домашников назвал Шайхетдинова сегодняшним Врубелем, больше – Чюрлёнисом. Воспитал вместе с супругой, фотохудожником Светланой Урманцевой, троих детей.

Д.Свердловская