Шейх-Али Махмуд Магомедович

(1835 г. – не ранее 1929 г.)

Шейх-Али Махмуд Магомедович (1835 г. – не ранее 1929 г.), из кумыкских первостепенных узденей (село Эндирей, Дагестан).

Учился в Петербургском кадетском корпусе, по окончании был произведен в корнеты (1851). В том же году вступил на военную службу; поручик (1854), штабс-капита­н (1861), майор (1866), полковник (1877), генерал-майор (1890).

Махмуд Шейх-Али также активно занимался общественной деятельностью. Например, в 1906 г. являлся делегатом II Всероссийского мусуль­манского съезда в Санкт-Петербурге.

Он был хорошо знаком со многими деятелями тюрко-мусульманского движения в России конца XIX – начала XX вв., в том числе с И. Гаспринским, А. Топчибашевым, Ю. Акчурой, А. Ибраги­мовым и др.

Махмуд Шейх-Али даже оказывал материальную и духовную поддержку начина­ющему тогда историку Заки Валиди Тогану в издании труда «История тюрков и татар» (1911).

При непосредственном участии М. М. Шейх-Али во Владикавказе учреждается «Бла­готворительное общество для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области» (1883). Общество сыграло определяющую роль в открытии так называемых «новометодных» («усул-и джедид») школ. Первые такие школы при содействии Махмуда Шейх-Али, М.-Э. Османова начали функционировать в Аксае, Эндирее, Костеке, Кизляре и Бекиш-юрте (ныне село Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия).

Сын генерала Шейх-Али – Дауд Махмудович – был доктором наук, профессором Дагестанского селькохозяйственного института, дочь – Амина Махмудовна Сыртланова (урожденная Шейх-Али) – женой Алиоскара Сыртланова, адвоката, члена 3-й Государственной Думы. Сама Амина Махмудовна являлась попечительницей санитарного транспорта имени Российских мусульман в Первой мировой войне.

С начала XX столетия Махмуд Магомедович жил в г. Уфе в собственных домах: сначала до 1912 г. на углу улиц Центральная – Пушкинская (дом № 76, построенный А. Полетаевой), затем – на улице Цюрупы (дом № 20, построенный уфимским архитектором Дитцем).

В конце 1929 г. в связи с негласным сообщением из ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) о предстоящем аресте его жены Магипарваз Алкиной генерал (уже слепой) был спешно вывезен в неизвестном направлении. Дальнейшая его судьба до смерти была неизвестна.

Вопреки традициям, М. М. Шейх-Али захоронен не в семейным мавзолее, состоящем из двух склепов на Уфимском мусульманском кладбище, а где-то в Башкирии, предположительно, в Чишминском районе.

Награжден орденами: Святого Станислава 1-й степени с мечами и бантом (1862), Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1865), Святого Станислава 2-й степени с короною (1871), Святого Владимира 4-й степени с бантом для нехристиан, Святой Анны 2-й степени с мечами (1887), Данеброга (1881).

Награж­ден также медалями: «В память войны 1853–1856»; «За покорение Чечни и Дагестана», «За покорение Западного Кавказа», «В память русско-турецкой войны 1877–1878», знаком – «За службу на Кавказе».

Д.М.Шейх-Али