Башенёв Валерий Алексеевич

 

21 декабря 2013 года вышел Указ Президента России В.В. Путина о награждении государственными наградами Российской Федерации. Одним из первых был награжден Орденом Дружбы «За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу» Башенёв Валерий Алексеевич – заведующий кафедрой музыкальных инструментов и теории музыки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университета имени М. Акмуллы». Эту награду 31 января 2014 г. ему вручил сам Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов.

Отметив данное приятное обстоятельство, рассмотрим основные вехи творческого и трудового пути Валерия Алексеевича и связанные с ними должности: концертный исполнитель, дирижер, солист-баянист Башкирской государственной филармонии, декан музыкального факультета, проректор по учебной и научной работе Уфимского государственного института искусств, профессор, заслуженный деятель искусств БАССР, заведующий кафедрой музыкальных инструментов и теории музыки БГПУ имени М. Акмуллы.

Но главное его призвание – Педагог. Из стен класса В.А. Башенёва вышло более 150 воспитанников, многие из них – лауреаты международных, всероссийских, региональных конкурсов, заслуженные артисты, деятели искусств. Можно с уверенностью сказать: все, кому посчастливилось быть знакомым с ним, попав под обаяние этого человека, навсегда становились поклонниками и почитателями его таланта и профессионализма.

Но обо всем по порядку в нашей беседе с Валерием Алексеевичем.

Первый вопрос традиционный – о Родине и родителях:

 – Родился я 22 февраля 1942 года на уральской земле, в небольшом городке горняков Карпинске, что на севере Свердловской области.

Родители: мама – Клавдия Петровна Башенёва – работала бухгалтером, отец – Алексей Александрович Башенёв – трудился в качестве работника промышленного предприятия. Оба были страстными любителями музыки: мама хорошо пела, а папа аккомпанировал ей на баяне, будучи самоучкой.

Самая первая рецензия моего выступления в качестве солиста-баяниста датируется июнем 1953 года и оценивает довольно сложную сольную программу на отчетном концерте музыкальной школы в Доме культуры угольщиков. В 1957 году меня наградили Почетной грамотой Карпинского горкома ВЛКСМ за исполнение «Полонеза» М. Огинского, «Карусели» Ю. Шахнова, вальсов «Пушинка»,  «Бальный вальс» Б. Тихонова.

Мне очень повезло, что моим педагогом по специальности стал удивительный человек, хоть и не с простой судьбой, представитель поволжских немцев, сосланных на Урал, обязанный ежедневно отмечаться в спецкомендатуре, – баянист-самоучка Рудольф Давыдович Кох. И вот парадокс судьбы – в том же здании комендатуры впоследствии стала располагаться наша музыкальная школа. Среди исполняемых Р.Д. Кохом произведений – Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа, популярные пьесы Б. Тихонова (вальсы, польки).

Теоретическим дисциплинам я учился у Михаила Ивановича Пшеничникова. Я не помню, выпускником какого вуза он был. А нашу музыкальную школу открыли в 1947 году. Среди преподавателей школы были очень яркие музыканты. Основательница школы – Анна Федотовна Архипова, прекрасная скрипачка.

Здесь нельзя не сказать о самом городе Карпинске того времени. В десяти километрах от него, в городе Краснотурьинске, располагалось отделение печально известного ГУЛАГа, где отбывали срок по известной 58-й статье, в том числе и представители культуры и искусства. В начале 1950-х годов, освободившись из лагерей, они временно оставались в городе, чтобы заработать средства на обратную дорогу, а некоторые из них осели в Карпинске. Среди них – великолепный саксофонист Лев Алтонен, чеченский аккордеонист, рыжеволосый красавец Реваз Дудаев, с неповторимым шармом исполнявший свои произведения, некоторые из которых впоследствии были   опубликованы издательствами «Музыка» и «Советский композитор».

Одним из школьных учителей был и финн по национальности, композитор, бывший политзаключенный Николай Михайлович Сузи, работавший с оркестром, хором, вокалистами. Чем он еще запомнился мне – он написал оперетту «Ласточка», сам выступил в роли либреттиста, режиссера, дирижера, руководителя музыкального ансамбля – квартета баянистов. В нем мне посчастливилось участвовать и отыграть несколько спектаклей. В этом квартете играли преподаватели музыкальной школы, я исполнял партию третьего баяна. Это был 1957-й год. Именно здесь, в музыкальной школе, была заложена любовь к ансамблевому исполнительскому искусству…

Вот так в воспоминаниях юбиляра вырисовываются картины военного и послевоенного времен, становления музыкального образования и отражаются бытовые трудности существования этносов многонационального Урала.

В Карпинске В.А. Башенёв получает начальное музыкальное образование и поступает в Челябинское музыкальное училище.

Продолжение беседы:

– Вспоминая годы учебы в Челябинском музыкальном училище, нельзя не сказать о музыкальной атмосфере Челябинска конца 1950-х – начала 1960-х годов. В городе были сосредоточены артистические силы из блокадного Ленинграда, многие из артистов, как инструменталисты, так и вокалисты, составили костяк открывшегося в 1956 году Челябинского театра оперы и балета.

Теоретики-музыковеды Юдифь Соломоновна Звоницкая, Любовь Николаевна Розина работали в филармонии и на радио, позднее – на телевидении. Среди них по прошествии времени я вспоминаю Софью Григорьевну Рубинштейн, родственницу основателей столичных консерваторий А.Г. Рубинштейн и Н.Г. Рубинштейн. Она работала преподавателем училища, и уже само только появление этой необыкновенной женщины невольно преображало всех нас. Вспоминаю и директора училища, прекрасного скрипача Григория Михайловича Каверина, много сделавшего для развития музыкального образования города Челябинска и области. И, конечно, не могу не сказать об основоположниках академического народно-инструментального искусства Южного Урала. Это баянисты Василий Федорович Крылов, один из моих педагогов по классу баяна Константин Сергеевич Петров и домрист Сергей Яковлевич Саадаков, которые воспитали целую плеяду талантливых музыкантов-народников. Последние курсы занимался у выпускника-гнесинца Павла Михайловича Анохина, талантливого музыканта, педагога.

Среди произведений программы государственного экзамена по специальности – Концертный триптих Ж. Кати (обязательное произведение для международного конкурса «Кубок мира» в Брюсселе, Бельгия, 1958 г.), «Каприччио» А. Репникова, «Степь да степь кругом» В. Белова.

Второе направление, которое мы получили, обучаясь в музыкальном училище, – дирижерская подготовка. Мне посчастливилось учиться у дирижеров Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки – Глеба Николаевича Бехтерева и Валерия Дмитриевича Руттера, а завершал дирижерский класс я у Павла Михайловича Анохина.

Дисциплины музыкально-теоретического цикла – гармонию, полифонию, анализ музыкальных произведений – вел Михаил Дмитриевич Смирнов. Выпускник композиторского факультета Уральской консерватории, он в совершенстве знал эти предметы и передавал свои знания студентам. Причем по первой специальности Михаил Дмитриевич баянист. М.Д. Смирнов – основоположник композиторской школы Южного Урала, его творчество охватывает все жанры музыки, среди сочинений немало произведений для народных инструментов – оркестра, баяна, домры, балалайки. Он автор трех симфоний; Вторая симфония посвящена П. Анохину, В. Башенёву и А. Толмачеву.

Именно в годы обучения Валерия Алексеевича в училище была заложена основа его многолетней дружбы как с Ю.Г. Ястребовым, М.А. Шарафутдиновым, В.Г. Азовым, А.И. Толмачевым, В.П. Осначом, так и с окончившими училище несколько позже.

А впереди были служба в армии и обучение в вузе.

– В 1963 году я поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ГМПИ), который окончил с отличием в 1970 году заочно, экстерном за четыре года, включая три года службы в рядах Советской Армии, по классу баяна учился у одного из первых лауреатов международных конкурсов – В.Ф. Белякова. За время обучения посчастливилось общаться с выдающимися педагогами гнесинского вуза, среди которых Ю.В. Муромцев, В.И. Авратинер, Н.Я. Чайкин, В.К. Фрадкин, Т.Е. Лейе, З.И. Глядешкина, О.Б. Степанов, Е.А. Бокщанина, Т.И. Маталаева, Б.С. Ионин, К.И. Куницын, Ю.А. Рагс, А.Е. Онегин, А.А. Сурков, Ю.Н. Шишаков, Б.М. Егоров и многие другие.

Обучение в вузе запомнилось тем, что на первом курсе, это 1964-й год, когда мой педагог В.Ф. Беляков уехал на гастроли в Латинскую Америку, моим временным руководителем был Николай Яковлевич Чайкин. Первый и единственный раз на экзамене мне была поставлена оценка «5+». Спустя четверть века, когда Николай Яковлевич приехал в Уфу в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии Уфимского государственного института искусств, он сказал, обращаясь ко мне: «На всю жизнь запомнил вашу Чакону И.С. Баха».

Дирижированием я занимался в классе главного дирижера Башкирского оперного театра И.М. Альтермана, затем – у Б.П. Тевса, окончил класс дирижирования под руководством Сергея Зосимовича Трубачева, заведующего кафедрой оркестрового дирижирования ГМПИ имени Гнесиных.

Государственный экзамен был проведен на базе оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения, художественным руководителем и главным дирижером которого являлся В.И. Федосеев. На этом экзамене впервые прозвучало Адажио из балета «Спартак» А. Хачатуряна в моем переложении для народного оркестра. Впоследствии этой инструментовке была уготована счастливая судьба: запись в фонде ВГТРК Академическим ансамблем русских народных инструментов «Россия» под руководством народного артиста России В.Ф. Гридина, Академическим ОРНИ ГТРК «Новосибирск» под руководством народного артиста России В.П. Гусева; неоднократно звучало Адажио в учебных, концертных программах оркестров вузов Москвы, Уфы, Новосибирска, Челябинска, Магнитогорска, Оренбурга…

И в этот период молодого музыканта окружают люди, чьи фамилии навсегда останутся в истории российского музыкального искусства, среди них выделяется имя В.И. Федосеева, в оркестре которого В. Башенёв дирижировал программу государственного экзамена. Курс методики вел прекрасный знаток исполнительского искусства Б.М. Егоров. А фамилии Н. Чайкина, Ю. Шишакова, В. Гридина ныне вписаны в летописи народного исполнительского искусства России.

– В 1981 году я поступил в ассистентуру-стажировку ГМПИ имени Гнесиных. Учился у известных профессоров С.М. Колобкова, В.Ф. Белякова. Оба аспирантских экзамена-концерта были оценены на «отлично». В программе – произведения И.С. Баха: Органная токката и фуга ре минор, Органная токката, адажио и фуга до мажор, Пассакалия и фуга до минор, а также – Ф. Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH; из сочинений крупной формы – Концерт для баяна с оркестром Ю. Шишакова, Соната № 1 Н. Чайкина.

Помню, мне нужно было соединить два крупных сочинения, а между ними – отдохнуть, исполнив небольшую медленную пьесу, и я нашел Прелюдию Ф. Листа на две страницы нотного текста.

После концерта ко мне подошел Юрий Вострелов и отметил: «Пьеса Ф. Листа великолепно звучит. Я как раз искал подобное сочинение…».

И здесь судьба сводит Валерия Алексеевича с уникальными людьми. Много теплых слов заслуживает великолепный педагог, баянист Сергей Михайлович Колобков. До последних дней жизни этот неутомимый музыкант дирижировал студенческим оркестром. Он помогал молодым одаренным баянистам развивать наиболее сильные стороны их талантов.

А с Вячеславом Филипповичем Беляковым, основоположником академической баянной школы Башкирии, Валерий Алексеевич работал в течение многих лет.

После учебы началась трудовая жизнь – педагогика, гастроли, административная работа, информацию об этом можно прочитать, например, в Башкирской энциклопедии.

За этими краткими сведениями стоит огромная творческая и организаторская работа. С концертами в качестве солиста-баяниста Валерий Алексеевич выступал на протяжении многих лет, начиная с исполнения сольных программ в музыкальном училище, в вузе, затем после окончания вуза, работая по совместительству солистом-концертмейстером Башкирской государственной филармонии.

Стоит отметить следующий интересный факт его творческой биографии. В марте 1964 года в Свердловске проводился первый смотр исполнительских сил преподавателей детских музыкальных школ области, среди участников которого были студенты, выпускники консерватории, преподаватели музыкальных школ. Жюри конкурса – основатель уральской народно-исполнительской школы В.В. Знаменский, Н.Я. Трофимов, Т.И. Вольская, Л.Г. Бендерский, Т.Н. Запорожец. Для жюри и зрителей смотра стало открытием, что педагог из глубинки был одним из лучших участников и, главное, то, как им была исполнена Органная прелюдия и фуга ми минор И.С. Баха, вошедшая в программу заключительного концерта. На смотре в его исполнении прозвучала и Концертная пьеса К. Мяскова.

Стоит подробнее остановиться на концертмейстерской деятельности Валерия Алексеевича, любовь к которой была заложена в детские годы. Пятиклассником он уже был музыкальным руководителем-баянистом в пионерских лагерях Карпинска, где проработал в течение нескольких лет. Накопленный в юные годы опыт пригодился в дальнейшем в работе солиста и концертмейстера Башкирской государственной филармонии. Всего по линии филармонии и Союза композиторов РБ юбиляр выступил в более 3500 концертах.

Другое направление искусства В.А. Башенёва связано с ансамблевым исполнительством. Перечислим ансамбли, в составе которых он играл: квинтет многотембровых баянов – Р.Ю. Шайхутдинов, В.И. Литвин, В.В. Фильчев, В.А. Башенёв, В.А. Беляков (руководитель); трио баянистов – Р.Ю. Шайхутдинов, В.П. Суханов, В.А. Башенёв; дуэт баянистов (по линии Башгосфилармонии) – В.А. Башенёв, Ю.А. Селезнев; инструментальный дуэт балалайка-баян – А.К. Савицкий, В.А. Башенёв. Наибольшего внимания в области ансамблевого исполнительства заслуживает факт, который, к сожалению, до сих пор по достоинству не оценен народниками Башкирии: это роль Валерия Алексеевича в развитии ансамблевого исполнительства в республике. Именно он стал руководителем первого студенческого ансамбля народных инструментов УГИИ, заслужившего признание на всероссийском уровне. Три недели длился III Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах (Тула, 1986). Около 500 человек оспаривали звание победителей. Среди сорока шести ансамблей, приехавших на конкурс, были коллективы с многолетним стажем концертной деятельности в творческих организациях. Присуждение звания дипломанта конкурса молодому коллективу стало признанием его высокого исполнительского мастерства. После этого ансамбли подобного состава возникли и в других учебных заведениях культуры и искусств РБ. За последние 10 лет в классе Валерия Алексеевича были созданы следующие коллективы: «Музыкальная шкатулка», «Экспромт», «Премьер-квартет», «Фаворит» – победители и призеры международных, всероссийских, региональных конкурсов.

Третье направление искусства В.А. Башенёва связано с оркестровым исполнительством. Первые успехи в качестве художественного руководителя и дирижера на этом поприще: звание лауреата и 3-е место на краевом смотре, посвященном 50-летию Великого Октября, оркестра баянистов ДК имени 40-летия ВЛКСМ, г. Красноярск-26 (1967); 1-е место и звание лауреата Областного смотра-конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, оркестра баянистов ДМШ города Карпинска Свердловской области (1970). Наиболее же значимым было участие В.А. Башенёва в качестве руководителя делегации, дирижера оркестра народных инструментов УГИИ (рук. ОРНИ – Ю.И. Пигов) в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1985). Оркестр представлял музыкальное искусство Башкирии, поэтому большая часть программы состояла из произведений башкирских композиторов: З. Исмагилова, К. Рахимова, Н. Инякина, Р. Газизова Р. Хасанова. В репертуаре оркестра были также сочинения Н. Будашкина, А. Холминова, Ю. Шишакова, А. Хачатуряна, М. Теодаракиса. За 8 фестивальных дней оркестр принял участие в 14 концертах, 11 из которых были сольными. Музыканты выступили на открытых площадках МГУ имени М.В. Ломоносова, спорткомплекса «Олимпийский», ВДНХ СССР. Успешное выступление на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве отмечено наградой ЦК ВЛКСМ «За активное участие в подготовке и проведении XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве».

Отдельного внимания заслуживает научно-методическая работа В.А. Башенёва: написание статей и учебных программ, составление сборников научных работ, составление и музыкальная редакция нотных сборников, в числе которых следует выделить первые издания произведений композиторов Башкирии.

Обладая огромной энергией, В.А. Башенёв внес большой вклад не только в развитие музыкального искусства Башкортостана, но и в целом в развитие высшего образования в регионе, находясь на административных должностях сначала декана вокально-оркестрового факультета, затем – проректора по учебной и научной работе УГИИ, а позже – заведующего кафедрой БГПУ имени М. Акмуллы. Более 40 лет В.А. Башенёв ведет большую общественную работу: председатель государственных экзаменационных комиссий вузов и ссузов культуры и искусства РБ, Челябинской, Оренбургской областей; член тарификационной комиссии Министерства культуры РБ; член коллегии Министерства культуры РБ; заместитель председателя Правления Региональной общественной организации «Музыкальное общество РБ»; член Правления Башкирского отделения фонда культуры РФ; председатель и член жюри конкурсов различного уровня.

Такие качества натуры Валерия Алексеевича как обаяние, корректность, деликатность всегда сопровождались ответственностью, принципиальностью, настойчивостью. Но, несмотря на такую силу характера, он остается отзывчивым и чутким наставником. Талант, мудрость руководителя наряду с огромным профессиональным авторитетом способствуют признанию и уважению его личности далеко за пределами узкого круга коллег по кафедре и вузу.

Валерий Алексеевич находится в постоянном движении и самосовершенствовании, но, главное, он умеет не только приобретать опыт и знания, но и щедро делиться достигнутым. Поэтому главная награда Учителю за труд – искренняя благодарность его учеников, среди которых, стоит отметить, немалое количество музыкантов, достигших значительных высот в творческой деятельности.

Р.Г. Сагадеева