Катаринский Василий Владимирович

 

katarinskyВасилий Владимирович Катаринский всю свою жизнь отдал просвещению народов Башкортостана и Казахстана. Он при жизни получил признание широкой общественности, хотя и прожил недолгую, но насыщенную жизнь. Василий Владимирович родился в Казанской губернии, образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1872 г. со степенью кандидата богословия. Педагогическую деятельность начал преподавателем русского языка в Чебоксарской духовной академии.

В сентябре 1875 г. произошло событие, которое определило всю дальнейшую судьбу Василия Владимировича. Его, свободно владевшего арабским и тюркскими языками, по рекомендации известного просветителя Н.И. Ильминского, назначили инспектором в башкирские и казахские школы только что образованного Оренбургского учебного округа. Учебный округ охватывал обширную территорию Оренбургской, Уфимской, Пермской губерний, Тургайской и Уральской областей и земель Внутренней киргизской орды. Просвещение среди населения этого края находилось тогда на начальной стадии. Школ было мало, не хватало подготовленных учителей, подходящих учебников. Также школы открывались в самых отдаленных селениях степи, среди гор и долин Башкортостана, где не было ни почтовых, ни проселочных дорог. Ездить приходилось верхом на лошадях и верблюдах. Это не сдерживало Василия Владимировича, который время от времени появлялся в каждой отдаленной школе, чтобы поговорить и передать свой опыт малоопытным и неподготовленным к делу учителям.

Проводя деятельную работу по созданию и развитию школ среди нерусских народов края, В.В. Катаринский внедрял в образовательный процесс так называемый переводной метод обучения. Применявшийся тогда «натуральный» метод, при котором обучение велось по обычным учебным пособиям для русских школ, вызывал большие затруднения у учеников, не владевших русским языком. Переводной метод был более гуманным и эффективным. Обучение велось преимущественно на родном языке по учебникам, специально созданным для этих школ или переведенным с русского языка. Но и таких учебников было очень мало. Поэтому В.В. Катаринский взял на себя огромный подвижнический труд по их созданию. Он составлял и переводил на башкирский, татарский и казахский языки учебники, словари, хрестоматии, книги для чтения. Человек величайшей скромности, он не ставил на многих из них своей фамилии, что затрудняет изучение его подлинного педагогического наследия, составления подробной библиографии его трудов. О том, что их было много, свидетельствует признание хорошо его знавшего по совместной просветительской работе Александра Ефимовича Алекторова (1861–1919): «Кабинет Василия Владимировича вмещал в себя массу печатных трудов его. И замечательно, что ни на одном из трудов его не значится имени переводчика или редактора, – так скромен он был, и только люди более или менее близко к нему стоявшие … знали, кто трудится над башкирскими и киргизскими книгами».

Широкую известность получили труды Катаринского: «Краткий русско-башкирский словарь» (Оренбург, 1893), «Башкирско-русский словарь» (Оренбург, 1899), «Первоначальный учебник русского языка для киргиз» (1894), «Грамматика киргизского языка» (Оренбург, 1897), «Материалы по этнографии киргиз» (Оренбург, 1899), «Грамматика киргизского языка. Фонетика, этимология и синтаксис» (Оренбург: Тургайская областная типография, 1906).

Книги эти печатались в Казани и Оренбурге достаточно большими для того времени тиражами. Они были написаны русскими буквами, но на родном языке, что давало возможность учащимся обучаться и на родном, и на русском языках. А русские люди, имевшие желание изучать языки местных народов и непосредственно общаться с ними, могли познакомиться с башкирским и казахским языками.

Деятельность инспектора такой обширной, суровой в климатическом отношении территории, требовала длительных поездок, сопряженного отсутствием элементарных условий. Поэтому Василий Владимирович много простужался, болел. Часто питался всухомятку и нажил тяжелую болезнь желудка. Ускорила его кончину и смерть супруги Евпраксии Васильевны. Он умер спустя 40 дней после смерти жены.

Похоронен Василий Владимирович Катаринский на кладбище Свято-Успенского Оренбургского монастыря, не сохранившемся до наших дней. Современники отмечали, что Катаринский, при внешней суровости, имел самое доброе сердце, неизменно оказывал поддержку и утешение людям, которые в этом нуждались. Он по праву был «душою просветительского дела» того времени в Башкортостане и Казахстане. В Башкортостане для увековечивания памяти В. В. Катаринского его именем названа одна из улиц города Уфы в пригородном посёлке Нагаево.

Литература:

Зобов Ю.С. В.В. Катаринский и его вклад в развитие просвещения в Башкирии и Казахстане // История края и судьбы людей. Тезисы докладов и сообщений второй научно-краеведческой конференции. Уфа, 1994. 229 с.

Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в ХХ в. Уфа, 2011. 454 с.

Л.Ш. Сулейманова