Ветеран операции «Багратион»

 

73-летняя годовщина Победы Советского Союза над фашистской Германией и ее сателлитами – важное событие как для нашей страны, так и для всего постсоветского пространства бывшего СССР. Каждая семья нашей страны в той или иной степени перенесла на себе тяготы и лишения Второй мировой войны. Судьба отдельного человека отражает борьбу страны с завоевателями жизненного пространства, воспитанными в Третьем рейхе. В этой связи очень показательна судьба Шамиля Шакамаловича Минасова – участника Великой Отечественной войны, уроженца деревни Курамино Учалинского района Башкирской АССР. Издательство «Китап» выполнило благородную миссию, издав многотомник «Они вернулись с Победой». К сожалению, там отсутствует информация о Ш. Ш. Минасове.

После окончания семи классов Тунгатаровской школы он начал работать учетчиком в колхозе «Трактор». Название колхоза отражало стремление к автоматизации производства. Председателем колхоза работал отец известного журналиста Вали Нафикова – Ахмадулла Нафиков, который научил Шамиля арабской графике. В 1942 году в 17-летнем возрасте Шамиль добровольцем вступает в ряды РККА.

 

 

 

 

 

 

 

144-я отдельная танковая бригада

 

На момент принятия присяги молодым танкистом в феврале 1943 года уже состоялась историческая капитуляция 6-й армии фельдмаршала Ф. Паулюса, и характер боевых действий для обеих противоборствующих сторон на восточном фронте радикально изменился. Сталинград как самый восточный опорный пункт РККА стал точкой отсчета движения войсковых соединений на запад. С 1943 года Красная Армия стала наступать. Преодоление глубоко эшелонированной обороны противника было невозможно без средних танков, по количеству которых Советский Союз превосходил всех остальных участников Второй мировой войны вместе взятых, однако дефицит в танкистах в той или иной степени присутствовал вплоть до конца войны. После ускоренных курсов в Оренбургской области в апреле 1943 года Ш. Ш. Минасов был зачислен командиром танка в звании сержанта в отдельную 144-ю танковую бригаду. За время непродолжительного обучения молодым курсантам рассказывали о тактике и стратегии немцев, которые, как известно, все делали с присущей им педантичностью.

Рано утром над нашими позициями пролетал немецкий разведчик Focke-Wulf Fw 189, немцы называли его Uhu (филин), наши солдаты – Рамой. Увидев в воздухе Раму, солдаты знали, что скоро появятся пикировщики Junkers Ju 87. После налета авиации следовала артподготовка, после чего на штурм наших позиций шли немецкие танки и пехота. Вскоре молодому танкисту предстояло применить все полученные знания на практике. Для того чтобы выжить в танковом бою, требовались не только знания «анатомии» бронированных машин противника, но и слаженные действия всего экипажа. Из рассказов деда я помню, что наибольшую опасность для наших танков представляло зенитное орудие калибром 88 мм, которое на открытых пространствах немецкие артиллеристы использовали для стрельбы прямой наводкой. Попадание подобного боеприпаса пробивало броню любого нашего танка на дистанции более 2000 м. Наверно только при общении с ветеранами той войны можно узнать, что снаряд, выпущенный из такого орудия, был виден невооруженным глазом по причине относительно низкой начальной скорости. Это же орудие, учитывая его высокую эффективность, впоследствии перекочевало на тяжелый танк Тигр, для уничтожения которого наводчикам орудий дивизионных пушек ЗИС-3 калибром 76 мм, либо орудий танков Т-34 (86) предписывалось вести огонь по бортовой броне с дистанций менее 500 м. Преимуществом наших средних танков над немецкими была лучшая маневренность, что позволяло танкистам более эффективно использовать ландшафт для маскировки и ведения огня по бортовой броне, но в то же время требовало слаженных действий всего экипажа. Первую контузию командир танка Ш.Ш.Минасов получает в феврале 1944 года. Он был единственным из экипажа Т-34(86), кто выжил в том бою.

 

 Танк Т-34-85

 

713-й самоходно-артиллерийский Уманьский дважды Краснознаменный ордена Александра Невского полк

 

Через два с небольшим месяца, выписавшись из госпиталя после ранения, Ш.Ш.Минасов был назначен командиром орудия СУ-76М. Особенностью данной самоходки в отличие от СУ-76 было отсутствие в нем крыши, что, с одной стороны, несомненно, снижало его защищенность, с другой – не мешало работе экипажа и уменьшало загазованность при интенсивной стрельбе. На начальных этапах Великой Отечественной войны потери расчетов орудий САУ-76 были сопоставимы с таковыми у танкистов, однако впоследствии легкие САУ не применялись для прорыва укрепленных позиций, а были использованы для поддержки наступающей пехоты. При этом СУ-76М имели наибольший из отечественных самоходных орудий угол наклона по горизонту, что позволяло вести навесной огонь на дистанциях более 10 км.

САУ-76М

713-й самоходно-артиллерийский полк с июня 1944 года находился в составе 48-й армии 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского и участвовал в самой крупной наступательной операции Второй мировой войны – операции под кодовым названием «Багратион». В результате данной операции была уничтожена группа армий «Центр», и она фактически перестала существовать как единое целое, хотя формально числилась до мая 1945 года. К 11 июля была взята в плен 105-тысячная группировка противника. Когда на Западе усомнились в количестве пленных в ходе операции «Багратион», И.В.Сталин приказал провести их по улицам Москвы, что вошло в историю под кодовым названием «Операция Большой Вальс». За успешное выполнение операции К.К.Рокоссовскому было присвоено звание маршала и первая звезда Героя Советского Союза. А молодому командиру САУ-76М Минасову Ш.Ш. за эффективную координацию действий экипажа орудия при уничтожении трех танков противника было присвоено воинское звание старшины и орден Отечественной войны 2-й степени. Стремительный прорыв наших танков через Белорусские болота был полной неожиданностью для вермахта, что нашло многочисленные отражения в мемуарах (В. Модель, Э. Манштейн). Известно, что благодаря тщательной дезинформации главного удара немцы ждали гораздо южнее Белорусских болот силами 1-го и 2-го Украинского фронта, для чего применялись даже разведки боем и высылались квартирьеры. А стратегическое расположение «Белорусского балкона» не позволяло противнику сконцентрировать значимое количество противотанковых средств, и по рассказам ветеранов мы знаем, что разрозненные огневые точки были подавлены, и продвижение четырех Белорусских фронтов достигало от 30 до 50 км в сутки.

Вторую контузию старшина Ш.Ш.Минасов получает в августе 1944 года и для восстановления боеспособности находится в госпитале уже более трех месяцев. К моменту возвращения в строй 713-й самоходно-артиллерийский полк уже находился в составе 4-го Украинского фронта, который осуществлял Западно-Карпатскую стратегическую операцию. История освобождения Кракова во время Второй мировой войны известна многим по роману Юлиана Семенова и одноименному фильму «Майор Вихрь».

 

Военный госпиталь № 4391

 

Третье ранение командир орудия гвардии старшина Ш.Ш.Минасов получает в марте 1945 года, в 200 км западнее Кракова, на границе с Чехией, после чего он был эвакуирован в Военный госпиталь № 4391. Новость о капитуляции фашистской Германии была услышана Ш.Ш.Минасовым из обращения Ю. Б. Левитана по радио в военном госпитале в г. Катовице (Польша).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послевоенный период

 

25 августа 1945 года Ш. Ш. Минасов по состоянию здоровья был признан не годным к военной службе и вернулся в родную деревню Курамино. Единственным средством лечения были травы, приготовленные бабушкой, в результате стараний которой оторея в течение нескольких лет полностью прекратилась, слух восстановился, и когнитивные нарушения купировались. Он начал работать в родном колхозе. В 1946 году молодого солдата заметило руководство района и пригласило на должность заведующего сектором по учету кадров Учалинского райсовета. Самостоятельно изучив программу средней школы, Ш.Ш.Минасов экстерном сдал выпускные экзамены и получил аттестат о среднем образовании. В 1948 году его назначили секретарем райсовета. В 1950 году перевели пропагандистом в Учалинский райком КПСС. А через год его назначают заведующим отделом пропаганды. В том же 1951 году его направили учиться в партийную школу Башкирского обкома КПСС в город Уфу. Через два года он возвращается дипломированным специалистом на прежнюю работу. В 1955 году Ш. Ш. Минасова назначают секретарем райкома по зоне Байрамгуловской МТС (деревня Наурузово Учалинского района). В те годы он был ответственным за треть территории Учалинского района.

В 1957 году Ш. Ш. Минасова направляют на работу в город Учалы начальником отдела кадров Строительного треста № 146. Его старательность и целеустремленность не остались без внимания со стороны руководства. В 1959 году Ш. Ш. Минасов поступил учиться заочно в Высшую партийную школу в городе Свердловске (ныне город Екатеринбург). Одновременно ему была поручена работа секретаря партийной организации совхоза «Урал» Абзелиловского района. После успешного окончания учебы в 1963 году Ш.Ш.Минасова направили работать мастером производственного обучения в Строительный трест № 146. В 1965 году его избрали секретарем партийной организации треста, а в 1970 году – назначили главным экономистом треста, где Ш.Ш.Минасов проработал до 1985 года. Дважды он избирался депутатом Учалинского райсовета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постскриптум

 

В настоящее время девять из десяти студентов вузов, по-видимому, в связи с высокой эффективностью системы ЕГЭ, не могут назвать даты начала и окончания как Второй мировой, так и Великой Отечественной войны, а на вопрос о дате проведения Парада Победы на Красной площади в Москве в 1945 году уверенно называют 9 мая.

По-видимому, школьникам и студентам надо чаще напоминать о том, что во время Великой Отечественной войны 16-летние юноши знали, как уничтожить долговременные огневые точки и как прорывать глубоко эшелонированную оборону противника. Чаще надо напоминать молодежи о том, что капитулировал Третий рейх дважды. 6 мая 1945 года генерал-майор И.А.Суслопаров подписал акт о капитуляции в Реймсе, не успев получить разрешения ставки по причине разницы во времени, рискуя не только карьерой но и жизнью, однако понимая, что спасет тем самым тысячи жизней.

На сегодняшний день в публицистической литературе существуют классические взгляды на генезис Второй мировой войны. Н. В. Стариков считает, что решение Гитлера о нападении на СССР было иррациональным и непрогнозируемым, так как все предыдущие войны, которые Германия вела на два фронта, заканчивались ее поражением («Кто заставил Гитлера напасть на Сталина». 2008). В 90-е годы была популярной версия В. Б. Резуна (В. Суворова) о том, что СССР готовил превентивный удар по Германии (День М). Историк и публицист В.С.Правдюк считает, что ситуация перед началом Второй мировой войны была более сложной и запутанной, чем мы сегодня можем представить, а самым важным из документов 20 века является пакт Молотова — Риббентропа, который позволил нам как избежать войны на два фронта (на момент подписания пакта мы находились в состоянии войны с Японией), так и создал буферную зону и позволил выиграть время, необходимое для подготовки наших танкистов. И, конечно, не стоит забывать о том, что многие документы того периода по-прежнему засекречены в архивах сроком на 100 лет, то есть до 2041 года.

Т.Б.Минасов